Любое производственное предприятие представляет собой некий преобразователь: на входе материалы, компоненты, информация, электроэнергия, на выходе: производимый продукт. Соответственно эффективность предприятия определяется скоростью, качеством и КПД преобразования входных элементов в продукцию. В зависимости от того, каковы эти показатели в сравнении с конкурентами мы можем судить и о положении компании на рынке. Поэтому первое, что делает любой консультант в области управления: определение текущего уровня организационного развития.
После получения общей оценки производится дезагрегация: процесс преобразования разделяется на множество базовых процессов. Описание процеесов - своего рода расшифровка ДНК предприятия, позволяющая найти узкие места, "наследственность" и "отклонения" (как позитивные, так и негативные). Анализ каждого процесса и последующая оптимизация - увлекательная работа сродни точной настройке сложного механизма. В этой работе необходимо учитывать множество факторов: начиная от базовых стоимости и длительности процесса так же важно учесть вопрос контроля, зон ответственности, обратную связь и проч. Нельзя забывать и про человеческий фактор: соответствие квалификации, опыта и наклонностей сотрудника выполняемым им функциям. В результате такой работы должны выстроится процессы позволяющие добиваться результатов с максимальным КПД. Любая нештатная ситуация после такой тщательной проработки является, как правило, результатом невыполнения кем-то своих (заложенных алгоритмом) обязанностей и всегда можно точно определить кто совершил ошибку.
Работа по оптимизации процессов - это не какая-то разовая работа пришлых консультатнтов, а постоянный процесс, которым должна заниматься команда управленцев предприятия, именно в этом суть философии, которую японцы полвека назад стали называть Кайдзен. Затраты времени потраченные на эту работу будут с лихвой компенсированы повышением производительности труда, снижением контролирующих функций и нештатных ситуаций.
Третьим этапом идёт автоматизация процессов, т.е. исключение человека из наиболее простых и однообразных действий. Требуется сформировать правильное архитектурное решение позволяющее с минимальными издержками создать единое информационное пространство. Как бы не стрались разработчики "тяжелых" ERP-систем (SAP, Oracle), но одного ПО на все функции предприятия пока не существует. А значит ИТ-шнику по прежнему необходимо формировать "лоскутное одеяло" из разнообразных программ и решать вопросы интеграции.
Четвертый этап - переход на самоконтроль. Каждый сотрудник предприятия имеет свой личный "курс валют", т.е. стоимость по которой он продает свое время предприятию. Современное программное обеспечение позволяет контролировать результативность каждого (не только производственного) работника, а работник, в свою очередь, видеть текущую объективную оценку своего труда. Ощущение каждым сотрудником чувства времени ( не в плане "сколько еще до окнчания работы", а в плане "что я сегодня должен успеть") - это и есть показатель современного предприятия.